По состоянию на понедельник, 28 февраля, число беженцев из Украины перевалило за полмиллиона человек. Такие данные озвучил Верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди. Речь о выехавших в Польшу, Венгрию, Румынию, Молдову. На границе — огромные очереди, которые легковушки проезжают по три-четыре дня. Оnliner связался с белорусами, оказавшимися в этой колейке.

Четверо суток в очереди на выезд

Оксана с мужем Владимиром — из Минска. Последние полгода жили в Киеве — переехали по релокейту от работы. Еще накануне объявления о боевых действий в Украине собрали вещи, заправили полный бак топлива — говорят, сработала какая-то интуиция. Утром 24 февраля срочно выехали из украинской столицы в западном направлении.

Emilio Morenatti / AP / Scanpix / LETA

— Планы менялись на ходу исходя из новостей. Поначалу собирались отъехать подальше от горячих точек, в Луцк. По пути выяснили, что и там может быть неспокойно, решились поехать именно в Польшу, пусть и нет виз — рассчитывали на гуманитарный коридор. Скоро стало понятно, что за одни сутки проехать границу невозможно.

— И я, и Вова — водители, могли сменять друг друга. Для тех, кто без авто, эвакуация организовывалась на автобусах. И весь этот поток стал на одной узкой дороге в единую огромную очередь. Еще на подъезде были дикие пробки. В первые дни за сутки нам удавалось проехать примерно 1,5 километра. Большое спасибо местным жителям — они принесли свои продукты. Тут организовали горячее питание: супы, чаи — все бесплатно.

Janek Skarzynski / AFP / Scanpix / LETA

В воскресенье стало чуть получше, прошли больше трех км за сутки. По слухам из очереди, в субботу беженцы-азиаты (из Индии, Бангладеша) прорвали границу, отсюда возникли проблемы. Сегодня (в понедельник рано утром) мы добрались до сотого места в очереди. В полдень перед нами было около 10 машин. В 14:40 мы наконец пересекли границу. Цыганский этап моей жизни подошел к концу. Это были удивительные четверо суток в машине на дороге.

Visar Kryeziu/ AP / Scanpix / LETA

Не смогли стоять в очереди — жена на последнем сроке беременности

Артем и Юлия познакомились в Украине во время учебы. Она — из Беларуси, он — из страны-соседки. Какое-то время жили в Минске, около 9 месяцев назад перебрались в Киев. Почти сразу после переезда узнали, что Юлия беременна. И вот срок подходил. Ее родители приехали в столицу Украины, специально чтобы встретить новорожденного внука. А встретили бои. Артем рассказал, как все происходило:

— Мой друг постоянно следил за новостями, сильно переживал. Мы говорили ему, мол, успокойся — никто не ожидал. Но именно он позвонил мне 24-го в 6 утра и сообщил. Мы быстренько собрались, успели забежать в магазин за непортящимися продуктами и поехали на Запад. Решили, по дороге сориентируемся, куда именно. В итоге пришли к выводу, надо двигаться к Польше. Ехали сутки. Маршрут нужно было выстраивать так, чтобы ехать около населенных пунктов, где есть роддомы. В пути пришли новости: мужчин — граждан Украины призывного возраста от 18 до 55 лет не выпускают из страны, идет мобилизация. 25-го приехали к границе, а там громадная очередь. Стояли примерно 5 часов. Потом вышли посмотреть, как все движется. Прошли три-четыре километра, конца не было видно. А Юле вот-вот рожать.

Sergei Grits/ AP / Scanpix / LETA

Пришлось бросить очередь и поехать на авто во Львов. Решили, там ей окажут квалифицированную медицинскую помощь. Жилья во Львове сейчас не найти. Кое-как обнаружили четыре койки в хостеле. Потом знакомые помогли найти временное жилье. Мы уже договорились с роддомом, сегодня-завтра ждем сына. Назовем Марком.

Пока план дальнейших действий таков. Сына с женой и ее родителями отправлю в Польшу — они граждане Беларуси, их пропускают. Мужчин-украинцев, напомню, нет. Нужно, чтобы очереди чуть поменьше стали. Сам останусь, а там посмотрим.

Оnliner.by 

Самое читаемое

1443