Покупки новых автомобилей очень часто происходили с привлечением кредитов и лизинга. Ставки по первому инструменту устремились в космос, сделав кредитные средства фактически недоступными. С лизингом все не так печально, но есть свои нюансы. О том, что происходит сегодня на рынке автолизинга, мы поговорили с директором компании "Евротайм" Максимом Радьковым.

"Поток заявок в лизинговые компании упал минимально"

– Как развивался рынок автолизинга в прошлые годы?

– И в Беларуси, и в России глубина проникновения финансовых инструментов в продажи автомобилей не дотягивала до среднеевропейских показателей. Для рынка Беларуси в разные годы это было 5-10%. Но некоторые автосалоны, работающие в сегменте преимущественно бюджетных автомобилей, смогли приблизиться к среднеевропейским 40%. Они целенаправленно стремились к этому показателю, структурируя таким образом продажи. Причем эти 40% составляют продажи физическим лицам, для которых при выборе способа финансирования достаточно рекомендации дилера. Салоны решают, какой тропой повести клиентов, и по сути все определяется удобством, скоростью и количеством положительных ответов со стороны финансового партнера, так называемым процентом одобрений. И у лизинговых компаний, по нашим данным, он всегда выше, чем у банков.

Исторически из года в год рынок лизинга в белорусских рублях растет. Исключение составил лишь "ковидный" 2020 год.

– Как изменилась ситуация на рынке лизинга после 24 февраля?

– Общий поток заявок в лизинговые компании снизился, но меньше, чем у банков. Этому есть объяснение. Когда курс доллара пошел вверх, люди со скопившейся на руках денежной массой, которые не прогнозировали ситуацию, решили потратить имеющиеся деньги. А на что их потратить? Купить сорок холодильников или на 40% оплатить автомобиль? Многие выбрали второе. Поэтому в период с конца февраля до середины марта мы наблюдали небольшой рост запросов на лизинг с повышенным авансовым платежом. Раньше в среднем аванс составлял 20%, а в начале весны он вырос до 30-35%.

Если посмотреть на статистику продаж легковых автомобилей за первый квартал и сравнить ее с российской, то окажется, что в Беларуси все не так страшно, как могло быть, ведь у нас падение составило около 11%, в то время как в России – 62%.

При этом случился даже небольшой рост продаж коммерческих автомобилей. Да, это преимущественно УАЗы и ГАЗели, но все же. Мы общаемся с многими нашими клиентами, и они говорят, что с учетом вероятного роста цен на запчасти сегодня проще купить новую машину, чем терять деньги на ремонте старой.

Все эти сделки состоялись в том числе благодаря лизинговым компаниям. Поэтому лизинг – это хороший инструмент не только для покупателей, но и для продавцов. Особенно в ситуации, когда цены растут, а ассортимент снижается.

Рост цен на автомобили автоматически увеличивает количество клиентов, которым требуется финансирование. Наша задача в этой ситуации трезво оценить риски и привлечь ресурсы по минимальной цене на максимальный срок. Это два параметра, которые влияют на размеры лизинговых платежей. Длинные сроки и умеренные ставки дают возможность клиентам уверенно финансироваться и рассчитывать, что договор лизинга закончится естественным путем, то есть выкупом.

На мой взгляд, преимуществом лизинга в данном случае является скорость рассмотрения заявки. Ведь если цены на автомобили меняются каждый день, длительное рассмотрение может привести к отказу от покупки.

"Проблемы с оплатами сегодня возникают у многих"

– Процент удорожания в долларах и евро всегда был самым низким, а самым выгодным вариантом традиционно считался лизинг в российских рублях. В какой валюте стоит оформлять лизинг сегодня?

– Финансовые прогнозы – хуже прогнозов погоды. Еще месяц назад выгодным был российский рубль, который активно падал относительно доллара. Когда произошло обратное движение курса – российская валюта стала менее интересной для лизингополучателей.

Склонности к финансированию в долларах и евро сегодня нет ни у потребителей, ни у самих лизингодателей.

Спустя какое-то время может случиться так, что выгодной станет та валюта, которая будет доступна как инструмент финансирования. Ведь некоторые лизинговые компании сами кредитуются в крупных финансовых институтах. Но какой бы ни была валюта лизинга, валютой платежа в любом случае будет белорусский рубль, причем по курсу Нацбанка.

– В сложившейся ситуации наверняка у многих клиентов уже возникают или в ближайшем будущем возникнут проблемы с выплатами. Как на это реагируют лизингодатели?

– Да, проблемы сегодня возникают у многих, как у физлиц, так и у юридических лиц. Есть способы эффективного урегулирования: смещение платежей, отсрочка и т.д., но лизингополучатель должен своевременно сообщать о трудностях с оплатой. Лизинговым компаниям нет никакого экономического смысла вести клиентов к дефолту ввиду объективных причин.

При этом лизингодатели абсолютно не заинтересованы в изъятии предметов лизинга. По стандартам финансовой отчетности большое количество дефолтов – это плохо и означает, что компания недостаточно хорошо оценивает финансовую ситуацию клиентов. В среднем по статистике наши клиенты за год отказываются от 2-4% автомобилей. Это нормальный показатель. 

– С какими проблемами придется столкнуться лизингодателям и лизингополучателям?

– Основу портфеля нашей компании составляют легковые автомобили и легкая коммерческая техника: транспорт, используемый во внутренних перевозках и службах доставки. Для них больной темой на сегодня является наличие запчастей. Стоимость новой машины всегда формировалась с учетом гарантии. Сейчас получается так, что даже если дилер исполняет гарантийные обязательства, он не может произвести обслуживание и ремонт оригинальными запчастями.

В России вместо замены детали на оригинальную, производители предлагают такой вариант: перечисляют деньги, и ты за них либо ремонтируешь неисправную деталь, либо покупаешь аналог. Как бы там ни было, гарантия должна сохраняться. Иначе люди, в недавнем прошлом купившие новые машины, становятся заложниками ситуации. Например, объявляется отзывная кампания и владелец понимает, что внутри автомобиля есть элемент, который должен развалиться. Клиент встает перед выбором: эксплуатировать машину на свой страх и риск или поставить ее под забор и ждать неопределенное количество времени, когда дефектный узел можно будет заменить.

Если говорить о рынке автолизинга в целом, то на текущий момент нельзя рассчитывать, что он продолжит расти. Объем международных грузоперевозок может резко снизиться, в связи с чем упадет спрос на грузовые автомобили. Поэтому существует вероятность значительного уменьшения  грузового лизинга. Легковой может упасть по другим причинам. Например, в продаже не будет автомобилей стоимостью более 50 тыс. долларов. Тогда в объемных показателях он не перешагнет планку прошлого года.

На мой взгляд, любая сложная и непонятная ситуация конечна и рано или поздно она разрешится. В противном случае можно свалиться в стресс и ежедневно переживать. Поэтому рынок меняется, при этом меняется не всегда прогнозируемо по мнению наблюдателей. Мы сами прошлой осенью делали прогнозы на текущий год, и никто не угадал. И сегодня вряд ли кто-то угадает, что будет через полгода-год. 

abw.by 

Самое читаемое

771