На прошлой неделе многие оценили, каким приятным может быть курс доллара по Нацбанку (если сравнивать с банковским, конечно). Сейчас разница не такая существенная, но все же сохраняется. Имеет ли право покупатель настаивать на том, чтобы расчеты были привязаны именно к курсу Нацбанка? А если вам возвращают предоплату, должны ли учесть курсовую разницу? Задали наивные вопросы юристу и делимся ответами с вами.
Onliner уже писал о том, что очень многие расчеты в Беларуси привязаны в договорах к курсу доллара. Допустим, вы заказываете кухню в новую квартиру. Скорее всего, вам дадут подписать договор, где будет прописано, что покупатель оплачивает определенную сумму в долларах в пересчете на рубли по курсу Нацбанка на день оплаты. Эта ситуация максимально понятная для покупателей.
А что если продавец не хочет работать по курсу Нацбанка, а заявляет свой курс? Имеет ли право?
Самостоятельно установить какой-то свой курс в договоре продавец не может. Должна быть привязка к банку или иной площадке, устанавливающей цену условной единицы, отмечает юрист ООО «Юридическая компания ЮКОН» Ирина Андриевская.
Попросить продавца (исполнителя услуги) сделать привязку именно к курсу Нацбанка вы можете, но закон в этой ситуации разрешает привязку к курсу любого банка.
— По общему правилу условия договора определяются по усмотрению сторон. Исключение — это так называемые «договоры присоединения», условия которых устанавливаются одной стороной, а вторая их просто принимает. Например, это договоры страхования, договоры об открытии счета в банке, договоры с авиаперевозчиками и т. п.
Во всех остальных случаях вы вместе решаете, к какому курсу привязываться. Важно при этом согласовать дату или момент, на которые берется соответствующий курс.
Условия договора могут выглядеть так: «Общая стоимость работ по договору составляет сумму в белорусских рублях, эквивалентную 3000 (трем тысячам) евро. Расчеты по договору производятся в белорусских рублях по курсу евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату платежа».
Или так: «Общая стоимость работ по договору составляет сумму в белорусских рублях, эквивалентную 3000 (трем тысячам) евро. Расчеты по договору производятся в белорусских рублях по курсу евро, действующему на дату платежа в банке, обслуживающем подрядчика».
В некоторых договорах продавцы прописывают курс Нацбанка + 1—2%. Откуда берутся эти проценты?
— Подобные условия устанавливаются по усмотрению сторон. И валютные оговорки могут быть абсолютно разными. Стороны могут выбрать денежные единицы, к которым производится привязка; банк, курс валюты которого будет принят за основу; дату или момент, на которые определяется курс; условие о том, как будет меняться стоимость — автоматически, по соглашению сторон или в одностороннем порядке по требованию одной из сторон.
Такие валютные оговорки предусматриваются для того, чтобы бизнес мог обезопасить себя от нестабильности курса валют и не работать себе в убыток. Вы можете или согласиться на эти условия, или отказаться от них.
Совет здесь может быть только один: внимательно читайте договор, который подписываете.
Например, возможен такой вариант договора: «Стоимость товара на момент заключения договора составляет 800 белорусских рублей. Если на дату платежа официальный курс белорусского рубля к доллару США, установленный Национальным банком Республики Беларусь, снизится более чем на 5%, сумма, подлежащая уплате, пересчитывается. Для этого стоимость товара, установленная на момент заключения договора, пересчитывается в доллары США (по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату заключения договора) и затем в белорусские рубли (по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату платежа)».
Также распространенной является следующая оговорка: «Если на момент исполнения договора курс белорусского рубля к доллару США, установленный Национальным банком Республики Беларусь, снизится более чем на 10% по сравнению с курсом на дату платежа, стоимость договора увеличивается на 10% и исполнитель выставляет заказчику счет на сумму курсовой разницы».
Можно настоять на другом варианте, который хотя бы немного защищает клиента. Например, закрепить рамки курса и добавить условие о том, что, если курс превышает определенный размер, будет применяться наибольший курс в предусмотренных рамках. Так вы обезопасите себя от резкого скачка доллара или евро.
Я внес предоплату, когда курс доллара по Нацбанку был гораздо ниже. Могу ли рассчитывать на скидку по дальнейшим оплатам?
— Если в договоре написано, что оплата производится в белорусских рублях в сумме, эквивалентной валюте по курсу Национального банка Республики Беларусь на день платежа, то вслед за изменением курс меняется и цена в белорусских рублях.
На скидке вы можете настаивать в тех случаях, если скидочные программы или программы лояльности предусмотрены организацией. Если этого нет, заставить продавца сбросить итоговую цену из-за скачка доллара или евро вы не можете.
Тогда я хочу расторгнуть сделку и забрать деньги. По какому курсу мне их вернут?
— Деньги вернут по курсу, по которому была произведена оплата. То есть сколько было заплачено в белорусских рублях, столько вы и получите. Да, в долларах или евро это уже будет другая сумма, но курсовую разницу вам никто оплачивать не обязан, если это отдельно не прописано в договоре.
Может ли продавец отказаться от выполнения договора из-за скачка доллара, если ему это невыгодно?
— Исходя из судебной практики, колебания курса валют не признаются форс-мажором, то есть чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, которое делают надлежащее исполнение обязательств невозможным.
Изменение курса валют относится к предпринимательскому риску и даже не признается существенным изменением обстоятельств, которые могут послужить основанием для изменения или расторжения договора. Учитывая, что для Беларуси это не первый случай резкого изменения курса, маловероятно, что судебная практика пойдет иным путем.
В подобных случаях, если договор уже заключен, бизнес может лишь попытаться договориться со второй стороной изменить договор и включить новую валютную привязку. Если покупатель или заказчик не готов на это пойти, придется исполнять договор на прежних условиях.