Уже несколько месяцев я езжу на Tesla Model S и за это время столкнулся с немалым количеством приколов на зарядных станциях Минска. К чему быть готовым, эксплуатируя электромобиль в городе? Что нужно улучшить в инфраструктуре? Как бороться с машинами с ДВС на "зарядках"? Рассказываю на личном опыте.

Наглость 80-го уровня

Часто бывает так: подъезжаешь к зарядной станции вечером с 30-километровым запасом хода в дикий мороз, хочешь поставить машину заряжаться и пойти домой пешком, а вместо этого видишь ряд припаркованных авто с ДВС. И хоть бы кто-нибудь оставил свой номер телефона... В такие мгновения возникает непреодолимое желание спустить им всем колеса. Пока еще держусь... 

Когда было тепло, не было никаких проблем: и Tesla особенно не разряжалась, ездила свои 350-400 км, и "зарядки" с большего были свободными. Поэтому даже не переживал, что у меня нет переходника под быструю "зарядку". Приехал к офису у станции метро "Восток", поставил Tesla заряжаться возле библиотеки – пока работаешь, все зарядится. 

Но похолодало, электромобилей на зарядных станциях стало куда больше... Конкретно в этой части города "медленных" столбиков Type2 явно не хватает. Поэтому началась конкуренция среди владельцев "электричек".

Как-то прихожу после работы вечером, а провод нагло "отжал" владелец Kia Niro! Столбик горел синим цветом, то есть машина заряжалась. "Медленных" столбиков тут три, один – "быстрый" CHAdeMO и CCS. Да, все занято, но все равно наглость 80-го уровня... Думал вырвать провод в ответ, но решил сделать владельца "звездой" Instagram и TikTok – кто-нибудь из знакомых наверняка передаст ему "привет".

Поэтому решил проехать по ЭЗС в городе, чтобы показать весь этот "трэш". С одной стороны, все не так уж и плохо, особенно на фоне той же России, где вообще удивляются, что белорусы спокойно передвигаются на своих Tesla. С инфраструктурой у восточных соседей все куда хуже. Но с другой – "колхоз" в головах некоторых владельцев пока сложно победить. Попробуем информационно перевоспитывать. 

Эксперимент: ищем, где зарядиться вечером

Стартуем поздно вечером с той самой "зарядки" возле Национальной библиотеки. На удивление она оказалась почти полностью свободной. Занят только один "медленный" столбик и один "быстрый". Причем, что интересно, к одному столбику медленной зарядки могут подключиться два автомобиля: есть разъемы типа вилки и розетки в зависимости от того, какой у кого переходник. У меня подходит только под вилку – и они, как назло, обычно самые нагруженные. 

Дальше едем на улицу Шугаева в Уручье. Из шести "быстрых" столбиков только один оказался занят машиной с ДВС – прямо успех! При этом здесь ни одного столбика медленной зарядки. Зачем сразу шесть "быстрых", совершенно непонятно, поскольку на них редко кто надолго ставит машины. Даже Tesla заряжается примерно за час. 

Вообще в городе быстрых зарядных станций валом – и они часто свободные. А вот медленных не хватает, хоть убей. Казалось бы, Гладчук, купи переходник под быструю и не дури голову. Но очень часто владельцы Tesla пользуются именно "медленными" столбиками банально потому, что так щадишь батарею. Машину можно оставить заряжаться – и пойти работать в офис или домой спать. Так на самом деле даже удобнее, чем сидеть час на быстрой и сторожить переходник, чтобы его не утащили, – стоит он около 1000 долларов... Но "медленных" столбиков в городе не хватает – это факт. По-хорошему нужно, чтобы они были чуть ли не в каждом дворе, – тогда всем всего будет хватать. 

Еще одна проблема – как поставить Tesla, у которой порт зарядки сзади слева, на улице Шугаева. Провод не дотянется, надо парковаться задом. Места для этого немного, к тому же придется перекрыть всю улицу. А если вдруг еще кто-то станет рядом, как отсюда вырулить, не нарушив ПДД, – загадка...

Едем дальше по Уручью – и видим самую жесть. Думаете, это обычная парковка возле дома на улице Руссиянова?

Нет, тут один "быстрый" столбик и один "медленный". И они заняты авто с ДВС! Только один BMW i3 заряжается...

И лишь у одного автомобиля под лобовым стеклом был телефонный номер... Как поставить тут заряжаться, неизвестно. Поэтому иногда опытные владельцы электрокаров покупают длинный 6-метровый провод, подключаются к зарядной станции, блокируя машины с ДВС, – и уходят по своим делам. Причем тоже не оставляя номер телефона. Дерзкий, но рабочий лайфхак. 

Едем дальше в центр – и тут сложности. Думаете, ЭЗС на фото свободна? 

Я вначале тоже так подумал – и чуть не наехал на клумбу! Телефонов под лобовым стеклом стоявших рядом машин, разумеется, не было.

"Медленный" столбик был занят наполовину, но переходника под розетку у меня нет, поэтому я в пролете.

Есть только переходник под быструю зарядку, но к ней на Tesla тут задним ходом не так уж просто припарковаться. 

Самая ближайшая к моему дому "зарядка" – на улице Притыцкого. Правда, пешком до дома еще полтора километра... Но и тут сложности: очень часто места заняты или электромобилями, или авто с ДВС. 

И если с электромобилями понятно, но что тут постоянно делают машины с ДВС – нет. Никто никогда не оставляет номера телефонов. Исключение было лишь однажды, тогда позвонил хозяину машины, попросил ее убрать – тот без вопросов это сделал. 

BMW i3 сюда влезет, а вот Tesla Model S – вряд ли... И спереди, и сзади авто с ДВС. 

Свободным в тот день был только "быстрый" столбик. Но и здесь частенько оставляют машины с ДВС.

На следующее утро на ЭЗС возле Национальной библиотеки тоже возникли сложности из-за очень плотно припарковавшегося владельца Renault Duster. Телефона под лобовым стеклом, естественно, не было. Был только у владельца BMW i3, причем он даже собрался ко мне идти за 2 километра пешком, чтобы подвинуться...

Все-таки удалось еле-еле втиснуться – и поставить машину заряжаться. 

Наш вердикт

Быстрых "зарядок" в городе выше крыши, даже владельцы авто с ДВС не сильно тут мешают. Хотя в некоторых районах все же бывают трудности и с ними. А в регионах и вовсе все плохо: и с быстрыми зарядными станциями, и с медленными. Особенно на севере и юге страны.

"Медленных" столбиков в городе не хватает. И большая проблема – машины с ДВС, припаркованные на ЭЗС. Если бы не они, головной боли у владельцев электрокаров было бы в разы меньше. В разы! Так что с большего проблема даже не в "зарядках" – проблема в головах!

Автобизнес 

Самое читаемое

1246