14 марта 2018 00:15
Фото: с сайта infocity.az.
В Беларуси за водителей BeepCar взялась налоговая

Похоже, белорусские власти всерьез решили оставить жителям регионов лишь один выбор: ездить в столицу редкими, медленными и добитыми автобусами государственных перевозчиков с муниципальных автовокзалов, либо сидеть дома. И даже поймать попутку теперь нельзя: водителей, предлагающих услуги такого подвоза на интернет-сервисе BeepCar теперь начали массово вызывать в налоговую, передает белорусское автомобильное издание "Автобизнес-Weekly".

Сервисы вроде американского BlaBlaCar или российского BeepCar построены на простом и разумном принципе: автовладелец, отправляющийся в путешествие, может сообщить об этом через специальный интернет-сайт или мобильное приложение. А пассажиры, которым нужно попасть в это же место - стать его попутчиками. Расходы на бензин в этом случае делятся на всех, что делает поездку взаимовыгодной, а кроме того - серьезно улучшает экологию, ведь многие водители в итоге могут воздержаться от путешествия на собственном авто, став попутчиками у коллеги, и не загрязнять лишний раз атмосферу выхлопами. Вот только никаких налогов в бюджет с этого не идет, что белорусскому государству очень не нравится.

- Пару раз в месяц на легковом автомобиле катаюсь из райцентра в Минск и обратно, - рассказал журналистам один из белорусских пользователей сервиса BeepCar по имени Алексей. - Расстояние - 200 километров. Ехать скучно, обходится поездка, если едешь один, дорого. Поэтому я зарегистрировался на сервисе поиска попутчиков. Беру обычно одного-двух человек, в основном для того, чтобы не было скучно ехать. Заработать на этом не получится - просто снижаются траты на бензин, ведь ты делишь их с попутчиками. Цену выставляю совсем небольшую - мне важнее общение и новые знакомства, нежели снижение стоимости поездки. Так больше вероятность, что выберут меня, ведь предложений от водителей из моего райцентра до всей этой истории было штук 50. В любом случае поездка выходит в минус. Возможно, если взять дизельный автомобиль, загрузить его под завязку и ехать медленно, то можно выйти в ноль или что-то заработать - не знаю, не пробовал. Но этим на "Бипкаре" никто не занимается, насколько я знаю. Недавно в попутчики на Минск попросилась некая Марина Береза. Смотрю - ни одной оценки у нее нет, зарегистрировалась 27 февраля. Ноль поездок, ноль отзывов, ноль друзей. Оказалось, что это "подсадная утка" из налоговой. Причем она реально так в машину и не села, контрольной закупки не было. Просто забронировала поездку - и у нее высветился мой телефон. По нему налоговая меня нашла и вызвала на ковер. Однако еще до первой поездки с помощью "Бипкара" я связался с сервисной поддержкой и попросил объяснить, насколько брать попутчиков законно с точки зрения белорусского законодательства. Деньги я в карман себе не кладу, мы с попутчиками едем на заправку и заливаем топливо в бак. Я же ничего не зарабатываю. Однако меня и еще нескольких водителей вызвали в налоговую инспекцию. Тоже нашли их через "подсадных уток". Пока не ходили, посмотрим, что там скажут. Однако если раньше было 50 предложений от водителей с поездками на Минск, то сейчас их осталось только 10, все боятся. И так с пассажироперевозками в стране проблемы, зачем душить абсолютно законный сервис по поиску попутчиков? Власти убили возможность быстро передвигаться на маршрутках и теперь добивают последнюю возможность пользоваться сервисами по поиску попутчиков. И многим теперь непонятно, на чем и как в Минск добираться.

Напомним, недавно вступившие в силу изменения в белорусский закон "Об автомобильном транспорте" вынудили так называемых нерегулярных перевозчиков, которые выполняли рейсы на микроавтобусах из районных и областных центров в Минск и обратно, стать регулярными: отправляться с автовокзалов, продавать билеты через их кассы, соблюдать расписание и устанавливать на свои транспортные средства GPS-маяки для отслеживания. Владельцев частных маршруток такие условия не устроили, и они предпочли прекратить работу вовсе, что спровоцировало в белорусских регионах настоящий транспортный коллапс.